«Дорогая нефть была для нас и благодатью, и проклятием. Мы так увлеклись растранжириванием своих нефтедолларов, что ушли недалеко от того, с чего начинали много десятилетий тому назад», — цитирует слова одного из директоров Центрального банка Омана в своем анализе стран Персидского залива агентство Bloomberg.
«Оман слишком сильно полагался на доходы от экспорта сырой нефти, когда цены были высокими. А перестать полагаться на них сейчас, когда цены упали, это все равно что играть с ружьем, нацеленным в вашу голову», — высказался на тему «что делать?» замминистра по нефти и газу Салим Аль-Ауфи.
Не только Оман, но и его соседи по Персидскому заливу за десятилетие своего основанного не нефти процветания упустили наилучшую возможность создать альтернативные источники дохода и тем самым выскочить из ловушки нефтяной зависимости, как это сделали Малайзия, Индонезия и Мексика. Среди немногих исключений – Дубай, финансовый центр, главный узел воздушного сообщения в регионе: там развивается современная экономика — легкая и химическая промышленность, экспорт услуг и морские перевозки.
Продолжительный спад цен на «черное золото» истощит налоговый буфер и вынудит изменить статьи расходов бюджета, считают аналитики Moody и HSBC Holdings.
«При 60 долларах за баррель старая модель экономического роста через повышение уровня расходов на социальные нужды будет просто невозможна. При росте бюджетного дефицита потребление сократится, соответственно рост экономики замедлится», — поясняет главный экономист отдела Восточной Европы и Ближнего Востока в HSBC Саймон Уильямс.
Согласно данным МВФ, в 2015 году 6 членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council) будут иметь совокупный бюджетный дефицит более 6% от ВВП, тогда как до этого были регулярные излишки – выше 10%. Рост замедлится до 3,4%, тогда как в 2014 году этот показатель составлял 3,7%. «Неуглеводородная составляющая ВВП увеличивалась, но она сильно коррелируется ценами на нефть. Продвижение в диверсификации экспорта было более ограниченным, чем это требуется для ключевого фактора уверенного роста».
Ситуацию усугубляет политическая нестабильность. «Подобные режимы не расположены к рискам, и политическая обстановка в регионе слишком нервирует правительства, чтобы они могли отважиться на принятие экстренных мер – она никогда не была достаточно стабильной для проведения глубоких структурных реформ», — подчеркивает директор лондонской аналитической фирмы Teneo Intelligence Криспин Хэуэс.
В феврале международное рейтинговое агентство Standard & Poor понизило кредитный рейтинг Омана и Бахрейна, изменило прогноз по Саудовской Аравии в отрицательную сторону, с перспективой выхода из рейтинговой группы АА через два года в случае уменьшения «жидких активов» или налоговых поступлений.
И Саудовской Аравии придется перестроить свою экономику. «Саудовские компании могут приспособиться к разумным ценам на энергию, сохраняющимся в королевстве, но они должны будут уменьшить свои эксплуатационные расходы, в частности, на рабочую силу, и повысить эффективность», — пояснил из Эр-Рияда исполнительный директор компании National Industrialization Мутлак Аль-Моришед.
От этой дилеммы многие страны Персидского залива мог бы избавить отскок вверх нефтяных цен. Какая-то часть доходов будет обеспечена долгосрочными контрактами. В этой ситуации Катар больше, чем некоторые другие страны Персидского залива защищен от колебаний нефтяного рынка, являясь мировым топ-экспортером сжиженного природного газа (СПГ). |