Главная » 2019»Сентябрь»1 » Рахманов: Мы обязаны превратить водные пути в свой экономический козырь | Новости
08:49
Рахманов: Мы обязаны превратить водные пути в свой экономический козырь | Новости
Рост экономики в России не мыслим, в том числе, и без растущего спроса на транспортные услуги. А акцент здесь следует делать на качественно новый технологический уровень решения этой задачи с учетом соблюдения равновесия между различными видами транспорта. Своим видением такого баланса и подходами к его соблюдению с ФБА «Экономика сегодня» поделился президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
- Алексей Львович, сегодня Россия постепенно начинает выходить из непростого экономического периода. Каких принципов придерживалась ваша компания, преодолевая последствия экономической нестабильности?
- Всем известна давняя и хорошо зарекомендовавшая себя практика – в трудные времена решать проблему безработицы и занятости нужно с помощью новых инфраструктурных проектов. Такой "задел на будущее" не только стимулирует буксующую экономику, но и создает перспективу развития на многие поколения вперед. Замечу – не создавая угрозу инфляции, увеличивая количество рабочих мест и подталкивая внутренний спрос.
К примеру, во время «великой депрессии» в США началось большое дорожное строительство, позволившее не только дать работу миллионам людей, но и развить транспортную сеть, выгоду от которой Америка извлекает до сих пор. Ведь водные пути – тоже дороги, только речные или морские. Но, чтобы они работали, их надо содержать в порядке: расшивать узкие места; как в кровеносной системе, восстанавливать проходимость главных артерий; убирать «тромбы» и создавать, если угодно, новые «капиллярные» сети.
- Вы говорите о водных путях как о живом организме. Следуя этой логике, какое самочувствие у пациента в настоящее время?
- К сожалению, водное хозяйство внутри страны находится сейчас не в лучшем состоянии, хотя очевидно, что даже с учетом падения объема перевозок потенциал его далеко не исчерпан. Сейчас автомобильный транспорт обеспечивает более 80 % грузоперевозок в стране. Причем, около 60 % импортных грузов, придя в порт, следуют дальше по перегруженным автодорогам параллельно которым проходят более 100 тыс. км незагруженных водных путей. Да, они годятся не для всех грузов. Но еще в недалеком прошлом представить себе перевозку песка и гравия грузовиками на длинные дистанции было просто невозможно. Это дорого, неэффективно и ведет к дополнительному износу дорог. А мы еще задаем себе вопрос, почему наши дороги в таком плачевном состоянии… Также отмечу, что жесткая экономическая конкуренция со стороны наземных видов транспорта – далеко не последний фактор нынешнего состояния внутренних водных путей. Между тем их протяженность огромна. И мы обязаны превратить это географическое и природное преимущество в экономический козырь.
- Какие шаги для этого нужно сделать?
- Необходимо как можно скорее привести водные пути страны хотя бы в «паспортный» порядок: очистить от ила и мусора, провести дноуглубительные работы, восстановить систему гидротехнических сооружений, модернизировав ее под современные потребности и задачи. Добавлю, что все это огромное и ценное хозяйство находится как в ведении регионов, так и нескольких министерств и ведомств: Минпромторга РФ, Минрегиона РФ, Минтуризма РФ, Минприроды РФ и, в первую очередь, Минтранса.
- Сегодня что-то уже делается в этом направлении?
- Отчасти да, и примеры есть. Так в Луховицком районе Московской области (кстати сказать, именно здесь началось строительство на госсредства фрегата «Орел») идут масштабные работы по реконструкции Белоомутского гидроузла. Их ведет подведомственный Минтрансу «Канал им. Москвы». Эта работа позволит восстановить полноценное судоходство по Москве-реке и Оке от Москвы до Нижнего Новгорода. Явный плюс для экономики в целом и развития туризма в частности.
- Еще бы! Это ведь явный посыл для производства новых судов, верно?
- Разумеется. Сегодня очевидно, что Минтранс вплотную подошел к созданию основы для новых системных решений – через структурирование и анализ грузовой базы (на основе межотраслевого баланса). Нужно как можно скорее приступить к обсуждению этих вопросов, чтобы дать четкий посыл как для новых стратегий развития видов транспорта, так и для смежных отраслей. Лишь объединив усилия, можно дать импульс и развитию судоходства, и росту объемов судостроения.
- Не упущены ли российскими судостроителями профессиональные навыки в судопроизводстве?
- Отнюдь, российские судостроители уже восстановили компетенции, например, в создании земснарядов и другой речной техники, необходимой для восстановления водных путей. И в этом смысле мы обеими руками поддерживаем инициативу Минтранса об увеличении коэффициентов для судовых утилизационных грантов под строительство земснарядов и иных судов технического флота. Так, в прошлом году нижегородская верфь ОСК завершила строительство серии из трех земснарядов проекта TSHD 1000. Но при грамотной господдержке нарастить темпы сдачи таких судов можно было бы быстро. И даже на несколько порядков.
- Планов много, что же необходимо для их реализации?
- Для реализации таких планов необходима, как минимум, межведомственная программа, включающая в себя не только меры по восстановлению проходимости рек, но и нормативно-правовое стимулирование перевозок морским и внутренним водным транспортом (в т.ч., под российским флагом), организацию паромно-транспортных логистических систем, открытие новых речных и морских туристических маршрутов, снятие ряда визовых ограничений для иностранных туристов и многое-многое другое. Конкретное наполнение еще предстоит детально проработать. Продуманный и комплексный подход к водной транспортной инфраструктуре позволит создать условия не только для появления масштабного рынка грузовых перевозок, но и для создания туристических кластеров, появления новых круизных маршрутов – как внутренних, так и транзитных - через территорию нашей страны. Нельзя забывать и о позитивном экологическом эффекте: он может составлять миллиарды рублей в денежном эквиваленте от замены автопоездов судами на низкосернистом топливе, в том числе, на СПГ.
Уверен, в реализации такой программы были бы заинтересованы сотни предприятий, в том числе – малый бизнес. В конечном итоге это послужит интересам не одной или нескольких отраслей экономики, но страны в целом.